Журнальные вырезки
Все дореволюционные русские еженедельники делились на «большие» подтипы: «семейный, общественно-литературный, художественный, сатирико-юмористический и научно-популярный». Самой большой широтой охвата отличался еженедельник семейного подтипа.
В нем отражались буквально все стороны жизни, которые только могли заинтересовать членов одной семьи разного возраста и разной степени образованности.
«Еженедельники этого типа ориентировались, в основном, на обывательскую, мещанскую аудитории, но наиболее удачливые из них достигли огромных тиражей, проникая во все сословия общества – от крестьянства до высшего дворянства».
В основу программы семейных еженедельных журналов были положены несколько важных принципов: научность, популярность, занимательность, доступность и разнообразие материалов. Задачи изданий распределялись по степени важности, как правило, следующим образом: эстетический, популярно–познавательный или научный, нравоучительный, обобщающе–информационный, что воплощалось в структуре еженедельника.
Открывала, как правило, такие журналы беллетристика, затем шли материалы познавательного и научно-популярного характера (исторические, географические и др.). «Смесь» выполняла познавательную и развлекательную функции: там печатались полезные советы, шарады, ребусы, находилось место юмористическим материалам. Иллюстрации были обязательны в каждом номере, они были важнейшим элементом структуры и располагались на одних и тех же страницах, будучи неодинаковы по содержанию или технике исполнения. Таким образом, наряду с понятностью и дешевизной преимуществом такого типа журналов являлась его энциклопедичность. Здесь умело сочетались разнохарактерные и разнотемные материалы.
Так, например, публиковались иллюстрированные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине. Существовали также разелы «Технические изобретения и открытия», «Политическое обозрение», традиционная для русских журналов «Смесь». Были в журналах и своеобразные разделы «К рисункам», где комментировались помещенные в номере репродукции с картин русских и европейских художников или иллюстрации к художественным произведениям, рассказывалось о биографиях художников, истории создания картин, объяснялось их содержание. Качество репродукций было для того времени хорошим. Осваивали журналы и фотоиллюстрации: к примеру, печатались фоторепортажи с театра военных действий во время русско-японской войны.
Одним словом, информация и иллюстрация была очень разнообразна, для возможности охвата не просто массовой, но и разноплановой (по возрасту и интересам) семейной аудитории. Основными жанрами научно-популярных разделов были биографические и научные статьи, а также заметки. Стиль изложения был легким и непринужденным, скорее дружеским, без назидательности.
Подобные журналы способствовали росту аналитичности и рационалистичности сознания читателей в такой непростой исторический период времени. «Превращая зрителей в читателей, а читателей случайных в читателей регулярных, он способствовал возникновению массовой читательской аудитории в стране, и, тем самым, ускорению процессов социального и культурного развития».
Запылившиеся вырезки из дореволюционных журналов 1890-1916 г.г.
1) Об измене.
2) Маленькие письма ( «Опасный возраст» ).
3) Дон — жуаны.
4) Маленькие письма ( » Некрасивые » ).
5) Берегите друг друга.
6) Очень печальная сказка.
7) Ложь.
8) Мать.
9) Что такое интересная женщина.
10) За ночь любви.
11) Мы не умеем жить.
12) Поэзия №1
13) Поэзия №2
14 ) поэзия №3
15 ) Четыре золотых пёрышка
16) Сестры
17) Благородный поступок
18) Надоедники
19) Одежда для Мариши
20) Сказка про Женю и Юлю