Веселая Мозаика
Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный, противоречивый процесс борьбы и смены разных литературных направлений. Специфика сатирического образа делает подчас особенно сложным решение вопроса о принадлежности сатирика к тому или другому литературному направлению.
Сатирико-юмористическая журналистика начала 20 века занимала особый пласт среди огромного количества периодических изданий. В ней осуществляется активный поиск в области композиционных, смысловых, изобразительно-выразительных средств создания литературного произведения и реализации его в издание.
В 1900-1909 годах общее число сатирических журналов, выходящих в стране, достигало 400. Особенно широкой популярностью пользовались, журналы, «Зритель», «Пулемет», «Жупел», «Гвоздь», «Забияка», «Сигнал». Многие из них приобрели невиданную до сих пор социально-демократическую окраску.
Общие тенденции журналов следующие: смелое вторжение в сферу так называемых «закрытых» тем, раскованность издательской и авторской позиций, введение в редакторскую практику новых литературных приемов, позволяющих с разных сторон осмыслить саму природу комического. Пожалуй, впервые, как отмечают исследователи, в русском сатирическом жанре того периода можно наблюдать сочетание сатирической и героической тем (прежде всего как выражение политических пристрастий), достаточно широко использовалась фольклорная традиция, близкая народному духу, приемы русской народной сатирической сказки.
Разнообразные композиционные средства использовались редакторами и для усиления эффекта от сочетания в едином целом иллюстрации и текста, «монтажного» построения карикатуры с острой подрисуночной подписью.
Получили распространение различные способы лаконизации художественных средств в рамках сжатых форм лозунга, плаката, призыва, афористического выражения.
Выбор такого рода приемов неслучаен, ибо афористические строки вызывают не только одномоментную эмоциональную реакцию, но и заставляют задуматься, так как обладают, как правило, глубоким подтекстом.
Широко использовали и возможности поэтических жанров. Обращение к ним позволяло издателям и редакторам не только усилить воздействие печатного слова на читательскую аудиторию, но и во многих случаях выразить то душевное состояние, которое испытывал человек в период ломки привычных реалий окружающего его мира.
Подводя итог всего вышесказанного, стоит отметить тенденцию от юмористического к сатирическому в истории журналистики начала 20 века, а также огромное разнообразие журналов данного направления.