КАЗНОКРАДЫ И МЗДОИМЦЫ.
Коррупция — это собирательное название разнообразных нарушений закона чиновниками и бизнесом. Слово corruptio в перевде с Латыни означает «разложение, порча».
Самым распространённым проявлением коррупции считается взяточничество — требование откатов за оказание каких-либо услуг или предоставление конкурентных преимуществ. Коррупцию часто можно встретить при проведении тендеров и осуществлении госзакупок. Другим вопиющим проявлением коррупции является воровство бюджетных денег чиновниками с использованием различных преступных схем: распилов, завышения стоимости работ, незаконным распределением, превышением полномочий и так далее.
Определить, когда первый раз в истории человечества произошла дача взятки, сегодня вряд ли возможно. Скорее всего, это позорное событие произошло при первобытнообщинном строе, когда кто-то из племени преподнес вождю подарок, чтобы добиться его расположения. С появлением на Земле первых государств, централизованной власти и сословия чиновников правители повели бесконечную борьбу против взяток.
Одна из первых кампаний против коррупции была организована еще в Древнем Вавилоне, более 4 400 лет назад. Царь Лагаша провел беспощадную реформу государственного управления, главной целью которой стало пресечение злоупотреблений чиновников и судей, а также прекращение вымогательств денежных средств у священников со стороны царской администрации.
Первое упоминание штрафа за коррупцию относится к своду законов Хаммурапи, изданных в 1780 году до нашей эры. Клинописные значки древних законов гласят: «Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в 12-крат-ном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде». Примечательно, что, по преданию, свод законов Хаммурапи получил из рук самого бога солнца Шамаша. Получается, к борьбе с земной коррупцией приложили руку сами боги!
К сожалению, с течением времени взятка перестала быть чем-то из ряда вон выходящим, а философы Древней Греции и вовсе считали ее делом само собой разумеющимся. Так, Аристотель, размышляя на тему взяток, утверждал, что если человек купил государственную должность (что и в современном мире происходит сплошь и рядом), то, вполне естественно, он будет брать деньги, извлекая из своего статуса прибыль.
Недалеко от Древней Греции ушла и Римская империя. Среди чиновников считалось, что без необходимой «смазки» государственная машина работать попросту не может. Впрочем, правители были на этот счет иного мнения. Юлий Цезарь запретил своим наместникам в провинциях принимать золотые венки от населения, а судей за взятки казнил.
Любопытно, что на заре российской государственности, во времена Московского княжества в XV—XVI веках, существовала так называемая система кормлений, когда чиновники в прямом смысле слова кормились за счет населения вверенных им территорий. Со временем князья, а затем и цари пытались регламентировать кормление, но само явление подразумевало узаконенные взятки, хотя запрет на получение взяток чиновниками был прописан еще в Судебнике 1497 года, вышедшем во время правления Ивана III.
Настоящая война со взяточничеством развернулась при Иване Грозном, который, как известно, активно внедрял на Руси централизованную государственную власть. Издав в 1550 году новый Судебник, грозный царь повелел чиновников за взятки казнить или бить кнутом. Если чиновник принял в подарок вещь и был пойман, взятку привязывали к его шее и заставляли ходить с ней по городу. За особо крупные взятки, взятые не по чину, казнили.
Суровым борцом с коррупцией зарекомендовал себя Борис Годунов, чье правление пришлось на крайне тяжелое для России время. Если судья был уличен во взятке, он выплачивал крупный штраф, а его имение отходило казне. В случае если на взятке попадался дьяк (государственный чиновник), ему на шею, как и при Иване Грозном, надевали мешок со взяткой, водили по городу и нещадно секли, а затем отправляли в тюрьму. Надо сказать, что подобная наглядная агитация за честную государеву службу, дала неплохие плоды. Воровать стали меньше! Но, к сожалению, последовавшее за правлением Бориса Годунова Смутное время породило множество аферистов, желавших поживиться за счет государства.
Для борьбы с коррупцией и восстановления всей полноты государственной власти, а также для того, чтобы «царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали», при Алексее Михайловиче Романове был организован Тайный приказ. Несмотря на то, что в народе нового царя нарекли Тишайшим, с взяточниками он не церемонился. Соборное уложение 1649 года прямо предписывало за взятки налагать денежный штраф, запрет на государственную должность, битье кнутом или батогами, а также отсечение руки или казнь за воровство в особо крупных размерах. Интересно, как бы отреагировала на введение аналогичных мер в современной России либеральная общественность?
Единственный, кому удалось хотя бы на время справиться с коррупцией в России, оказался царь-реформатор Петр I. И неудивительно, ведь перед ним стояли грандиозные государственные задачи: создание мощной армии и флота, постройка крупных городов, преобразование всего государственного устройства страны. Ржавчина коррупции могла свести все усилия на нет, и Петр I решительно взялся за дело. Царь совершенно справедливо посчитал, что официальными указами и распоряжениями проблему не решить, рыбку, в том числе и из своего ближнего окружения, нужно ловить на живца. Так в 1711 году был учрежден институт фискалов, которым фактически выдавалась индульгенция на любые действия, лишь бы было выявлено как можно больше коррупционеров. Фискалы были обязаны «тайно надсматривать» за всеми чиновниками государства. Причем, если донос подтверждался, фискалу полагалась половина от взысканного с чиновника штрафа и конфискованного у него имущества. Но самое удивительное, что за ложный или не подтвердившийся донос фискалу не грозило ровным счетом ничего. Те же, кого он оболгал, не имели права даже выказывать досады под страхом сурового наказания. В случае если донос на чиновника, берущего взятки, поступал от рядового гражданина, ему причиталось 25% от суммы запрашиваемой взятки!
Помимо фискалов, осуществлявших тайный догляд за чиновниками, их контролировали и сотрудники прокуратуры. В довершение всего Петр I создал должность генерал-прокурора Сената, в обязанности которого входило доносить царю о злоупотреблениях и корыстном интересе в государственных делах высших должностных лиц страны.
Самое поучительное, что, в отличие от нашего времени, Петр I при поимке коррупционера наказывал его, невзирая на высокие должности, звания и былые заслуги. Сибирский губернатор Гагарин после изобличения в коррупции был прилюдно повешен, архангельский вице-губернатор Курбатов был приговорен к внушительному денежному штрафу, а вице-губернатора Корсакова публично выпороли кнутом. Не избежал наказания и обер-фискал Нестеров, тот самый, который ранее изобличил повешенного Гагарина: его прилюдно четвертовали за крупную взятку.
Лишь благодаря столь радикальным мерам коррупция в России при Петре I была практически искоренена. Безусловно, применение Петровских методов борьбы с коррупцией в современной России поднимет престиж власти и сбережет немалые государственные деньги!
Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.
Экономический вред от коррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.
Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.
Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются, в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками.
В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.
Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.
Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.
Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».
В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.
Как известно, коррупция — бич России, справиться с которым не удалось пока никому. Однако в российской истории существовали периоды, когда взяточничество удавалось искоренить на 90%.
Поскольку взяточничество — болезнь не только российская, еще 20 лет назад ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией, который приходится на 9 декабря.