Из истории “ блинопеков ”.
История знает немного, фактов привлечения к ответственности по закону, высокопоставленных фальшивомонетчиков. Виновными почти всегда признавались исполнители: монетных дел мастера и их подручные или случайные «любители».
Хотя было, правда, и туманное «золотое время», когда мышеловка захлопывалась не только за «маленьким человеком», – в Англии XII века.
Правом чеканки монет пользовались тогда король и крупные лендлорды, герцоги, графы, бароны. Они должны были изображать на деньгах своих монетных дворов собственную печать или геральдический знак. Однако искушение пополнить кассы не вполне праведным образом было слишком велико. При этом содержание металла в монетах фальсифицировалось, а сами они получали опознавательные знаки монет господина другой территории.
Мастер монетного двора и его помощники издавна относились к числу самых опытных ремесленников. Повседневное общение с драгоценными металлами, которое доверялось им, покрытые тайной для большинства людей средневековья и начала нового времени выплавка и легирование металлов, а главное – сверхъестественная власть над людьми золота и серебра ставили чеканщиков монет в особое положение в тогдашнем обществе. К тому же мастера монетных дел по своему статусу не входили, в цеха и имели дело непосредственно с правителями или с магистратом. Особенно тщательно города следили за тем, чтобы их монетных дел мастера имели рекомендации и во всяком случае происходили из полноценных семей, по крайней мере не были внебрачными детьми, прошли положенное четырехлетнее обучение. Лишь после этого на правах подмастерьев они вступали в братство чеканщиков монет.
Работа гравера, выполнявшего рисунок на образце монеты, с которого делали отпечатки, доверялась особенно искусным и почётным мастерам работы по золоту. В Нюрнберге XVI века таким гравером был Венцель Ямнитцер (1508-1585 гг.), ставший «названным» членом Большого совета и действительным членом Малого совета этого города. Дело отца продолжил его сын Ганс.
И, тем не менее, фальшивомонетчиками становились именно представители этих двух профессий. Письменные свидетельства говорят о том, что чаще всего мастер-монетчик и его подмастерья являлись единственными фигурами, замешанными в подделке монет. Конечно, ни в какие времена этот вид преступлений не был исключительной привилегией только одной профессиональной группы. Тем большая опасность исходила от этих преступлений для городов, для герцогств, княжеств и графств, для всей империи.
Строгие предписания для монетного ремесла во многих местах с течением времени становились все гибче, благодаря прежде всего, неутихающему стремлению местных властей нарушить имперские правила. Местный властитель предпочитал видеть на своём монетном дворе не столько безусловно честных, сколько понятливых людей.
Сегодня трудно сказать, кто был первым фальшивомонетчиком в истории, хотя, по утверждению древнегреческого историка Диогена Лаэртского, эти лавры по праву могли принадлежать его легендарному тезке Диогену Синопскому. Именно он, популярный философ самоограничения, живший, согласно легенде, в бочке, был причастен к изготовлению «легких» монет. Ремесло это Диоген освоил по настоянию своего отца — успешного ростовщика и менялы черноморского портового города Синоп.
Под стать Диогену Синопскому «легкими» деньгами промышляли жители богатого малоазиатского царства Лидии. По мнению некоторых ученых-нумизматов, самые первые золотые монеты начали чеканить при знаменитом лидийском правителе Крёзе!
Важно отметить, что первоначально лидийские монеты чеканились из серебряно-золотого сплава, содержание золота в них составляло 40%, а серебра — 60%. Затем, с подачи чьей-то нечистой руки, в денежных знаках было умышленно снижено содержание золота, а их номинальная стоимость оставалась прежней. Так, сознательно уменьшая содержание в монетах драгоценного металла, города, которые выплачивали дань правителю, получали существенную прибыль.
А что же легендарный правитель Лидии? На этот вызов авантюристов царь Крёз не только приказал раздельно чеканить золотые и серебряные монеты, но и официально закрепил за собой исключительное право на чеканку монет. Впоследствии Лидия была завоевана персами, которым и досталось несметное богатство Крёза, и на долгие годы было прервано право царской чеканки легендарных денежных знаков.
Еще дальше в ремесле пионеров поддельных денег, действовавших в разные периоды до нашей эры, пошли правители некоторых государств, в разные века эры новой. Например, французский монарх Филипп IV вошел в историю с «почетным» титулом «король-фальшивомонетчик».
Нужно отметить, что фальшивомонетчики особенно активизировались в тот самый период, когда на финансовых рынках европейских стран стали появляться бумажные денежные знаки. Справедливости ради скажем, что первые государственные банкноты из хлопковой бумаги были выпущены в Китае в 1023 году, в эпоху правления династии Сун. Европа же отстала с введением бумажных денег в обращение от Китая более чем на шесть веков. Пионерами этого новшества оказались шведы, чей Стокгольмский банк начал выпускать бумажные купюры в 1661 году. Следом, в 1694-м, купюры номиналом от 5 до 100 фунтов появились на английском финансовом рынке. Только в ноябре 1769 года, по распоряжению императрицы Екатерины II была отпечатана первая партия российских ассигнаций, а уже в начале 1770 года появились и первые 90 фальшивых купюр достоинством 75 рублей, которые были виртуозно переделаны из 25-рублевых ассигнаций. Авторы этих подделок — канцелярист Николаев и сержант Шулепин — искусно заменили цифру 2 на цифру 7, а прописное «двадцать» — на слово «семьдесят». Подделки эти были выполнены на высочайшем уровне, так что фальшивые 75-рублевые ассигнации практически не отличались от оригинальных. По предложению генерал-прокурора Вяземского, под управлением которого находилось и финансовое ведомство России, летом 1771 года Екатерина II издала указ не только о прекращении выпуска ассигнаций достоинством в 75 рублей, но и об изъятии их из обращения.
В один из солнечных мартовских дней 1810 года талантливый французский гравер Лалль — конечно же, не по доброй воле, — оказался в одной из тайных парижских типографий императора Наполеона, которая располагалась на улице Вожирар в неприметном особняке, всего в нескольких минутах ходьбы от Монпарнаса. Незнакомые Лаллю люди, выполнявшие тайное поручение великого императора, вручили испуганному граверу несколько образцов русских ассигнаций, по которым Лаллю предстояло изготовить медные штампы для печати фальшивых российских денег. Вместе с другими немногочисленными обитателями этой подпольной типографии Лаллю предстояло срочно подготовить тот самый первый и беззвучный выстрел по экономике чужой для него страны.
Отметим, что начиная с 1804 года, при императоре Александре I, на целое десятилетие растянулось суровое время непрерывных войн: с Персией (1804 — 1813), Турцией (1806 — 1812), Швецией (1808 — 1809) и Францией. Все эти военные компании, в первую очередь, били по нестабильной российской экономике. А главным средством для возмещения огромных военных расходов стала безостановочная работа печатного станка по выпуску все новых и новых партий российских ассигнаций. «Размеры их выпусков были поистине огромны, — отмечала в одной из своих работ историк Людмила Александровна Катыхова: 1807 год — более 63 млн. руб., 1808 год — 95 млн руб., 1809 год — 55,8 млн рублей. Всего за 1805 — 1810 года было выпущено ассигнаций на 318,7 миллионов рублей, тоесть намного больше, чем за все годы существования в России бумажных денег. Таким образом, общая сумма ассигнаций в 1810 году составила более 579 миллионов рублей».
По сведениям участника этой военной кампании — Ивана Петровича Липранди — известного российского генерала и писателя, в начале 1812 года через варшавского банкира Френкеля в российский финансовый рынок было выброшено 25 миллионов фальшивых ассигнаций. А в числе двигавшихся к Москве по знаменитой смоленской дороге обозов наполеоновской армии находились и 34 фургона фальшивых российских денег, которыми французские интенданты расплачивались за фураж для лошадей.
Дело дошло даже до того, что жалование своим солдатам и офицерам в Москве Наполеон выплачивал регулярно, но все теми же фальшивыми русскими ассигнациями.
По сведениям свидетелей тех бурных событий, в 1814 году, когда российская армия-победительница возвращалась домой из Франции, армейскими интендантами была произведена тщательная ревизия всех полковых касс. Результат проверки оказался ужасающим: из 1,5 миллиона рублей, которые имелись в артельных кассах армии, более 300 тысяч оказались поддельными.
Таким образом, первый выстрел французского императора Наполеона по России, имевший экономический характер и скрытую разрушительную силу, еще долгие годы после войны крайне негативно влиял на российскую экономику.
Несколько лет спустя, после окончания Великой Отечественной войны, один из эсэсовских главарей Вильгельм Хеттель в своих мемуарах рассказал о том, что в период Первой мировой войны, по всей России ходили государственные кредитные билеты крупного достоинства в 500 рублей, отпечатанные на специальной бумаге с водяными знаками, таким же способом, который применялся лишь исключительно Экспедицией заготовления государственных бумаг. Способ этот до сих пор считался безусловным гарантом защиты государственных денежных знаков от подделок. Спустя некоторое время фальшивые кредитные билеты номиналами до 100 рублей включительно начали хождение в городах Поволжья и Северного Кавказа, затем в Курске, Варшаве и других российских городах. Ссылаясь на протокол допроса военнопленного австрийской армии Йозефа Быстрая, Вильгельм Хеттель назвал адрес одной из типографий, которая размещалась в здании венского Военно-географического института, где и печатались поддельные русские кредитные билеты номиналом 10, 25, 50, 100 и 500 рублей.
Отметим, что этот опыт немецких фальсификаторов пригодился и годы спустя. Согласно протоколу, обнаруженному среди материалов Нюрнбергского процесса, 28 мая 1941 года на совещании у министра хозяйства и президента Рейхсбанка Функа было принято решение о производстве поддельных советских денежных купюр. Вместе с тем в нюрнбергских архивах нашлись документы, свидетельствовавшие о том, что фальшивые советские деньги печатались за несколько дней до начала войны и ввозились в СССР под видом дипломатической почты. На эти самые «фальшаки» немецкие дипломаты приобретали в предвоенных «скупках» драгоценности, антиквариат и произведения искусства.
Золотые монеты привлекают фальшивомонетчиков не только высокой стоимостью, но еще и потому, что многие из них являются произведениями искусства, памятниками истории и культуры. Бывает, что как предмет коллекционирования они могут приобрести еще большую стоимость, нежели просто как «предмет, изготовленный из золота». Это неудивительно. Некоторые старинные монеты сохранились в считанных экземплярах, а посему имеют огромную нумизматическую ценность.
Используя элементарное незнание гражданами, например, долларовой валюты, фальшивомонетчики всучивают им различного рода подделки. Чаще всего подделывают доллары, хотя эта денежная единица считается трудной для фальсификации. Одна долларовая купюра печатается на специальной бумаге, содержащей шелковые нити и вырабатываемой по особому рецепту, который является государственной тайной США, а обрабатывается специальными красками. Фальшивомонетчику важно обмануть граждан при первичном сбыте поддельных денежных знаков, вот почему при изготовлении подельщик старается имитировать те признаки, которые обычно используются населением для определения подлинности денежных знаков. Как говорится, нет предела совершенству. На каждый новый метод защиты фальшивомонетчики рано или поздно, но находят способ подделки. А «Государевы» мастера находят ответ.
От подделки существует два вида защиты: максимальная и оптимальная. Максимальная предусматривает использование всех возможных методов и элементов, но влечет за собой увеличение себестоимости производства банкнот. Поэтому обычно государство использует оптимальную защиту — необходимый и достаточный набор признаков подлинности. Нельзя сказать, что от подделок нет спасения. Определить подделку всегда можно. Просто подобное «ремесло», существующее на протяжении многих веков, создало более 10 тысяч способов подделок денежных знаков и денных бумаг. Поэтому удивляться появлению фальшивок не стоит. А следует и самим прилагать усилия, чтобы определить подлинность попавшей к вам в руки купюры.