Икебана — «живые цветы».
Европейская живопись, изображая цветы в вазе, называет их «мертвой природой» – натюрмортом. А японское название икебана переводится, наоборот, – «живые цветы». Неясно, действитеьно ли икебана пришла из Индии, но точно известно, что Япония совершенствуется в этом изящном искусстве с XV века.
Изначально искусство располагать цветы было религиозным действом: композиции, исполненные смысла, подносили богам в храме.
Но уже давно икебана стала вполне светской: изящные букеты украшают залы, квартиры, даже станции метро, и не только в Японии – по всему миру.
Искусство икебаны созерцательно и медитативно. Самая причудливая композиция всего лишь следует природе, и простота, не-добавление чего-либо к природе – главный принцип икебаны.
И самый лучший мастер – тот, который может воплотить в композиции природу, ничего от себя не добавив, самоустранившись. Важно просто увидеть характер цветка или ветки, усилить этот характер средствами икебаны, сделать послание цветка понятным еще кому-то. Можно сказать, что мастер икебаны – своебразный переводчик с языка растений.
Япония знает несколько школ икебаны, три из них – Икэнобо, Охара, Согэцу – основные, и каждая школа культивирует особенные стили. Древнейшая школа, Икэнобо, названа в честь ее основателя, буддийского монаха. Школа Икэнобо держится старых, традиционных стилей.
Школа Охара отличается стилем морибана, располагающим цветы в низкой или даже плоской вазе.
Согэцу – самая молодая школа. Она новаторски использует в икебане не только растения, но и камни, ткани и даже пластик. А появилась школа Согэцу в 1927 году, вдохновителем ее стал художник Софу Тэсигахара, за оригинальность названный Пикассо цветов.
Но как бы ни различались стили и школы, общее для икебаны – философия красоты, хрупкости и скоротечности живого, исследование красоты линий. В композициях редко используются совершенно прямые ветки и побеги, а каждый изгиб становится говорящим.