Интересные факты о старинных открытках

Открытка-это изоиздание, миниатюра, произведение искусства, доставляющее удовольствие, она развлекает, рождает чувство наслаждения, привлекая изображением, она как изящная вещь, украшающая наш быт, нашу жизнь.

Сегодня можно найти абсолютно любую открытку. Но все же особенно ценятся старинные открытки, которые были выпущены много лет назад. И, наверное, это не только из-за того, что им уже много лет, но еще и потому что многие из них несут в себе радость, хорошее настроение (Арттерапия для всех) и довольно интересную историю. И если сказать честно, то со старинными открытками связанно очень много интересных и любопытных фактов .Открыточная миниатюра для души

Например, многие, наверное, даже не подозревают, но многочисленные старые открытки, которые хранятся в коллекциях у ценителей этого дела. А так же во всевозможных музеях связано с довольно интересными историями. И не только с историями, но и с людьми. Однажды один лондонский господин решил поздравить всех своих друзей и знакомых с рождеством. И по этому случаю он заказал большую партию открыток с одним простым изображением. Но, несмотря на то, что изображение было довольно простым, все же на работу одной открытки уходило достаточное количество времени, ведь в те времена эта работа была ручной.

 Господин получил всю партию, но случилось так, что количество открыток оказалось намного больше, чем предполагалось. И именно поэтому оставшееся количество открыток было распродано прохожим за мизерную цену. Но на сегодняшний момент такие открытки ценятся куда больше. И что самое интересное, в настоящие дни многие коллекционеры пытаются скупить открытки из этой партии и неважно, что на них имеется одинаковое изображение. Все дело в том, что, несмотря на однообразие рисунка художник, который изготавливал открытки, допускал некоторые погрешности. И вот, современные ценители собирают эти открытки, потому что коллекционируют не саму партию, но и те отличия, которые на них встречаются.Открыточная миниатюра для души и хорошего настроения

Интересным фактом в изготовлении открыток является и то, что порой мастера могли использовать совершенно уникальные и интересные материалы. И все же, несмотря на это все старые открытки весьма красивы и богаты. Люди, которые создавали эти творения, использовали не только бумагу и краску, а еще перья, шелк, кожу, засушенные цветы, рези и порой даже волосы. И на первый взгляд трудно отличить, что за материал использован. А когда понимаешь – можно просто поразиться и изумиться мастерством и талантом этих людей.

Очень часто на открытках изображались какие-то важные события и действия, которые происходили в те времена. Люди пытались передать свои чувства не только подписью и словами на обратной стороне, но и самим изображением. Особенно ценятся открытки старых времен, которые выпускались с какими-то ошибками и затем снимались с тиража. Сегодня именно такие экземпляры стоят достаточно дорого, но все же являются находкой для коллекционеров.

Интересным фактом является и то, что когда на просторах нашей родины стали появляться открытки, их привозили именно из за рубежа. И уже после на само изображение наносилась русскоязычная надпись с поздравление. Только потом, наши производители стали сами печатать свою продукцию, но до этого времени все заимствовалось у других стран.

Открыточная миниатюра для души и хорошего настроения

В России история создания открытки началась позднее. Лишь в 1872 году появились первые открытые письма.

Вначале открытки были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес, и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать».

Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». Они не были иллюстрированы и выполнялись на бумаге разных цветов.

Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.

Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству. Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы.Родная-деревенька-

Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать: «Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года». В России открытки стали настоящим произведением искусства, а искусство, как известно, не знает четких границ. Они стали прекрасным украшением интерьера, их коллекционировали, вклеивали в именные альбомы.

 Можно смело сказать, что открытки дореволюционной России были ничем не хуже изысканных современных: их украшали засушенными цветами, бисером, блестками из борной кислоты, которые выглядели как настоящий снег, и даже ароматизировали. В открытках, которые были предназначены для частных лиц, применялось тиснение и оформление золотой или серебряной крошкой, а деловые новогодние открытки были выдержаны в более простом и строгом стиле. Данные относительно первых российских открыток немного разняться. Некоторые историки считают, что создателем первой русской новогодней открытки был великий художник Николай Николаевич Каразин. В некоторых источниках говорится, что они были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении («Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны»). Другие источники отмечают более раннюю дату появления открытых писем – 1 января 1872 года.

Среди сюжетов рождественских и новогодних открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обряды, хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, веселые детишки и прекрасные ангелы. «Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком».

После 1917 года выпуск Униси нас от печалипоздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки. Собственно, несколько раз предпринимались попытки к изданию открыток с поздравлениями типа «с годовщиной Великой революции», но это нововведение как-то не прижилось.

По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Одни источники утверждают, что впервые они были изданы ограниченным тиражом к Новому, 1942 году. По другой версии, в декабре 1944 из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки, и партийное руководство решило, что нужно наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции.

Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х. На первых советских новогодних открытках башни Кремля, Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией.

И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников. С открытками произошло то же, что и с советской мультипликацией – если в других сферах жизни социалистического общества господствовали стандарты и догмы, то тут, напротив, царило пестрое многообразие стилей и методов.

Радость ожидания

Конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц. Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках «советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он – железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр. Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками…».

Возрождение открытки в России началось в 90-е годы. Именно тогда появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства. Не менее интересно является и то, что в давние времена за открытку могли считать и то, что открыткой вовсе не являлось.

К примеру, в России существовали специальные карточки, носившие название «открытое письмо». И люди называли их ни как по другому, а только «открытки». Современные филокартисты с удовольствием приобретают подобные «открытки» для своих коллекций, так как и такая карточка входит в историю всех открыток. Сейчас наметилась новая страница истории открытки.

С одной стороны, сейчас мало кто пользуется открытками по их прямому назначению – их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации. Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое распространение получили открытки, сделанные вручную.

Более того, hand-made открытками интересуются не только частные лица, – они часто становятся бизнес-подарком. Ведь вряд ли у кого-то поднимется рука выкинуть такие открытки. Мы в школе тоже часто изготовляем открытки ручной работы и дарим их на различные праздники. Для наших родных – это лучшие подарки для улучшения и поднятия настроения. Изучив материалы об истории возникновения открытого письма, становится понятным, что открытка останется с человеком навсегда.

Ведь, почтовая «открытка» обозначает открытое письмо. Письмо, которое не надо скрывать от посторонних глаз, в котором никогда не скроется злоба, вражда, а будет написано только хорошее. Может быть, она будет видоизменяться. Открытка уже сейчас стала электронной, виртуальной, но она будет жить. Потому что открытка-это знак внимания, оказанный одним человеком другому. Знак добрый, весёлый, сердечный.

Всемирный День почтовой открытки (25 марта).

Сделать открытое письмо еще одним видом общения граждан предложил советник, а затем генеральный почтмейстер Германии доктор Генрих фон Стефан. Смысл был в уменьшении трат на переписку. Но тогда этот проект принят не был из-за… «неприличной формы пересылки сообщений»

А через 4 года корреспондентская карточка таки появилась. Пионеркой стала Австро-Венгрия. Первые почтовые открытки — это листочки из плотной желтой бумаги с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Рисунков на них тогда еще не было.

Открыточная миниатюра для души и хорошего настроенияОткрытка — это, как правило, яркая, живописная картинка, призванная улучшить настроение того человека, которому она предназначена. Это могут быть настоящие произведения искусства (точнее, их репродукции), либо просто что-нибудь веселое и «прикольное». И не всегда важно обращать внимание на то, что изображено на этих открытках. Гораздо чаще надо обращать внимание на подтекст — именно в нем выражены те мысли, которые порой трудно выразить в словах.

По частоте посылаемых друг другу открыток, социологи и психологи судят о состоянии общества. Чем чаще люди посылают открытки, тем лучше живется стране. В последние десятилетия культура открытки начала медленно чахнуть, неожиданно возродившись на новом уровне. Открытка стала превращаться в произведение искусства, если не художника, то дизайнера и креативщиков.
Открытка — символ неспешной и прочной жизни конца девятнадцатого века. Если перебирать старинные открытки тех лет, эпоха с куртуазность, немного наивной, здоровой эстетикой и философским восприятием мира предстает прямо перед вами, туманом поднимаясь со старых, неглянцевых кусочков серого от времени картона. Хотят создатели открыток того или нет, открытка все равно несет в себе скрытый сколок эпохи, рассказывая через столетия о вкусах, пристрастиях, эстетике, технологиях и государственном строе.

Общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись.
Так, в Японии, например, первые открытки были двойными, то есть такими, которые, строго говоря, не считаются открытками в современном смысле слова.
В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте — их продавали в качестве сувенира. А если под открытками понимать не только почтовые карточки, но и карточки для открытых писем, или же «greeting cards», то окажется, что возраст открытки более преклонный, чем принято считать.

Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене. В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика.

Открыточная миниатюра для души и хорошего настроения

Не все они пересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно «открытые письма». В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.

Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью — ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением.
Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров.

Столь кропотливая, почти «каторжная» работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой — придавала открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства.

Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками и высечкой, были настоящими произведениями искусства. Длинный поздравительный текст обычно не предусматривался. Красота карточки передавала все ненаписанные, подобающие случаю слова. Мы ничего не знаем ни о дарителях подобных карточек, ни об адресатах. Но те чувства, которые первые испытывали к последним донесли до нас прекрасные поздравительные карточки.

Символика непочтовых карточек обычно была достаточно однообразна и узнаваема. Художники использовали несложные символы, понятные для обывателей. В противном случае, такие карточки рисковали бы остаться невостребованными покупателями, что не устраивало издателей. Так, на многих карточках присутствуют виньетки — орнаменты из цветов, стилизованные изображения сердца, голубь, несущий в клюве запечатанный конверт.

Причем, надо отметить, что письмо от любимого изображалось именно в виде конверта, но не как открытка. Возможно, что это подчеркивало способ пересылки таких удивительных открыток по почте — именно в конверте. Следует отметить, что подобные карточки обычно очень интересны, порой загадочны, если рассматривать их в натуре. Плоская страница не способна передать выпуклостей таких «эксклюзивных» открыток.

Открыточная миниатюра для души и хорошего настроения

Между тем, разобраться во всех тонкостях технологии, применяемой дореволюционными издателями, способен только хорошо подкованный специалист. Оригинальная, хорошо продуманная комбинация различных методов позволяла создавать настоящие шедевры издательского искусства.

Эра почтовых открыток и одновременный технический прогресс привели к тому, что открытки все меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Даже «валентинки» стали печататься на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными. Поэтому и сегодня такие поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное.

Украшать послание иллюстрациями стали во время франко-прусской войны 1870—1871 годов. Некоторые из солдат воюющих армий Франции и Германии на посылаемых родным почтовых карточках рисовали незатейливые сюжеты — цветы или утиное семейство, располагая его членов по ранжиру. Самодеятельное начинание позаимствовали коммерсанты.

По французской версии, первая иллюстрированная почтовая открытка была выпущена книготорговцем Леоном Бенардо из Бретани, по немецкой — книготорговцем Шварцем из Ольденбурга. В Российской империи открытками стали общаться с 1872 года.

В СССР продавались и «ненастоящие» открытки без марки. На них была надпись «отправлять по почте только в конверте»
Америка стала использовать открытые послания еще позже нас — в 1893 году. Причем для пересылки по почте они не предназначались — их продавали в качестве сувениров
Интересно, что во второй половине 1920-х годов туристы из Крыма, Сочи и других черноморских курортов рассылали своим знакомым оригинальные почтовые карточки в виде древесного листка с пришитой к нему маркой. Об одной такой открытке, полученной из Крыма, информировал даже английский филателистический журнал.
В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже был принят международный стандарт открытки: 9 на 14 см, а в 1925-м он прибавил в размерах — 10,5 на 14,8. В конце XIX века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешевый вид почтового отправления, зародилась филокартия.

Сегодня это один из самых популярных видов коллекционирования. Сейчас в истории открыток можно откопать много чего интересного. И порой некоторые факты поражают своей необычайностью. Но все же это история, которая останется навсегда ценной и незабываемой. Для того-то и существует сама история.

Филокартия — интересное хобби.

Под незнакомым словом филокартия скрывается довольно распространенное увлечение – коллекционирование открыток. Раньше, когда интернет и телефонная связь использовались не так широко, почтовыми открытками обменивались с родственниками и друзьями на праздники, дни рождения и просто так. Поэтому филокартистом в детстве был практически каждый.

В настоящее время почтовые открытки – редкость, но число коллекционеров от этого не уменьшилось. Возможно, кому-то такое увлечение покажется несерьезным, но это не так – каждая открытка, даже самая простая, таит много интересного. В настоящее время почтовые открытки – редкость, но число коллекционеров от этого не уменьшилось. Возможно, кому-то такое увлечение покажется несерьезным, но это не так – каждая открытка, даже самая простая, таит много интересного.красная-шапочка1

По разнообразию интересов коллекционирование открыток не сравнится ни с каким другим хобби. Не важно, любитель ли вы футбола, увлекаетесь историей или искусством, вас привлекают множество видов бабочек или птиц – открытки смогут поведать вам обо всем.

В каждой открытке прошлых веков запечатлен момент истории, отпечаток прошлого. Самые важные события в мире также отражены в карточках 20-го века и ранее. Каждый филокартист по-разному собирает открытки. Одни коллекционируют адресованные только им, другие ищут открытки с редкими штампами, третьи охотятся за важнейшими историческими датами, кто-то предпочитает карточки определенной страны.

Благодаря таким людям мы имеем представление о жизни разных эпох. В учебниках истории часто можно увидеть иллюстрации открыток, существуют выставки редких открыток, также их нередко используют в различных научных исследованиях. Каждая открытка имеет свою ценность. Она определяется не только датой выпуска открытки, но и другими факторами. Например, автографами и подписями известных людей.

Для каждого филокартиста ценность открытки индивидуальна, и зависит от личных предпочтений. Общества филокартистов впервые появились в 19 веке, но внимания им практически не уделялось по сравнению с нумизматами или филателистами. Лишь относительно недавно стала выпускаться специализированная литература, журналы и каталоги для филокартистов.

Интернет, с одной стороны, уменьшил интерес к почтовым открыткам, но с другой, дал филокартистам дополнительные возможности — общение на любимые темы с другими коллекционерами, любителями открыток со всего мира. Коллекционирование открыток – серьезное увлечение, у филокартистов своя, довольно сложная, система классификации открыток, собственная терминология. Но и просто коллекционеру-любителю интереснейший мир открыток подарит неожиданные и любопытные открытия, и возможно, приведет к новому серьезному увлечению.

ПОЖЕЛТЕВШИЕ КАПИТАЛЫ

В свое время в России состоялся первый аукцион старинных открыток. Несмотря на то, что самый дорогой лот ушел за «жалкие» 10 тыс. рублей, специалисты пророчат этому рынку бурное развитие, а ценителям антиквариата — большие доходы.

Интерес к инвестициям в произведения искусства уже давно перестал быть уделом избранных, а сравнение динамики роста цен на рынке антиквариата с индексами фондового рынка не делает только ленивый. Правда, до самого последнего времени в тени оставался рынок почтовых открыток. Оно и понятно — размах не тот: вместо громких аукционов Sotheby’s и Christie’s — онлайновый eBay или единичные специализированные форумы.

Вместо миллионов долларов за предмет старины — не больше нескольких тысяч «зеленых». Вместо полчищ ценителей — горстка энтузиастов. Однако коллекционирование старинных и раритетных открыток стремительно входит в моду, и для собирателей это увлечение может превратиться в весьма выгодную страсть.

Открыточная миниатюра для души и хорошего настроения

«Я сейчас сижу в так называемой засаде, — доверительно сообщает 32-летний Леонид, занимающийся скупкой открыток для коллекционеров из России и США. — Через два часа мне надо «выстрелить» на eBay по заданию коллекционера из Мурманска по лоту из трех открыток начала XX века. Сейчас ставка $144, а я должен купить их максимум за $300».

Для Леонида это хобби, но в последнее время оно стало приносить солидную прибыль — число клиентов растет как на дрожжах. Увеличивающийся интерес к старым открыткам подвиг даже флагмана отечественного аукционного рынка, аукционный дом «Гелос», на проведение первых в России торгов этими предметами антиквариата. Ожидания аукционеров оправдались — из 50 лотов с молотка ушли 34.

Правда, российский рынок до сих пор сохраняет все признаки «дикого». По-настоящему редкие открытки стоимостью 5,5—8 тыс. рублей так и не обрели на «Гелосе» владельцев, в то время как оцененная организаторами аукциона в 2 тыс. рублей открытка с видом Москвы (1895) ушла с молотка аж за 10 тыс. рублей.

Российские коллекционеры открыток пока не привыкли к «свету», объясняют эксперты, им милее просторы Интернета, где можно самостоятельно как купить, так и продать работы, прохлада букинистических магазинов и услуги таких посредников, как Леонид. «Говорить об открытках как способе инвестирования средств в России пока очень рано», — уверен эксперт аукционного дома «Гелос» Николай Махонин.

Но с ним не согласны коллекционеры. «Последние пара лет стали для рынка открыток знаковыми, — уверен коммерческий директор компании «Библио-Посткард» Арсен Мелитонян. — Раньше на открытки как на объект инвестирования никто внимания вообще не обращал. Теперь же очевидно, что нынешняя неразвитость рынка хранит в себе громадный потенциал роста». К тому же более демократичное направление в искусстве найти сложно.

«Входной билет» может обойтись в пару сотен долларов — выкладывать за понравившийся кусочек картона баснословные суммы не обязательно. Подавляющее большинство работ на отечественном рынке филокартии (коллекционирования открыток) стоит от $15 до $200. Цена открытки складывается из таких факторов, как степень ее редкости, имя автора, тема и даже то, прошла она почту или нет.

По словам Арсена Мелитоняна, наличие редких почтовых штемпелей автоматически повышает стоимость открытки. Например, бесценные для кого-то в свое время почтовые карточки от отцов, мужей и любимых из фронтового госпиталя ныне приобретают вполне ощутимое денежное выражение. Еще выше ценятся «свидетели» памятных событий.

Открыточная миниатюра для души и хорошего настроения

Например, в 2005 году на торгах аукционного дома Bonhams & Butterfields самым дорогим лотом стало меню для пассажиров 3-го класса в виде открытки с фотографией «Титаника». Лот был продан за $44,6 тыс. Влияет на цену открытки и редкость сюжета — будь то виды города или самобытная национальная тема. «Например, если на открытке изображена синагога, меньше $200 она стоить уже не будет», — уверяет один из филокартистов.

Обращают внимание коллекционеры и на имя автора. На открыточном рынке тоже есть свои герои — скажем, работы известного чешского модерниста начала ХХ века Альфонса Мухи редко стоят менее $1 тыс. Раритетный экземпляр и вовсе может оцениваться в $10 тыс. Дорогими экспонатами также являются почтовые карточки, принадлежавшие известным людям.

Пару лет назад в Монреале были проданы четыре наброска Адольфа Гитлера и две подписанные им рождественские открытки. В сумме это «собрание» потянуло на $26,8 тыс. Рождественская открытка, которую идол 90-х прошлого столетия Курт Кобейн нарисовал в шестилетнем возрасте, ушла с молотка за $16 тыс., а открытка, подписанная в свое время Джоном Кеннеди и его супругой Жаклин, была продана на одном из аукционов за $10,3 тыс.

В среднем цена на раритетные открытки на Западе растет на 10% в год. Хотя по сравнению с другими предметами антиквариата за открытки выкладывают очень скромные суммы. Например, в 2001 году первая рождественская открытка в Великобритании, датированная 1840 годом, была продана всего за 22 тыс. фунтов. Впрочем, для россиян и такие цифры пока запредельны.

Но из-за недооцененности рынка некоторые работы дорожают гораздо быстрее, чем на Западе. В среднем стоимость отечественных открыток растет на 20—25% в год. И такая динамика, по оценке Арсена Мелитоняна, будет сохраняться в течение ближайших пяти лет, пока рынок не стабилизируется. Сейчас всплеск интереса к кому-либо из авторов обусловлен в основном выходом каталога его работ.

Так, после издания пару лет назад каталога с открытками Елизаветы Бем (в них использовались детские образы, сюжеты русских пословиц и поговорок) цены на отдельные ее работы подскочили с $50—100 до $180—200. В целом же, по словам Николая Махонина, за два года стоимость работ Бем выросла в два раза! Растут цены и на открытки художника Ивана Билибина, изданные в 20-е годы прошлого века во Франции.

Два года назад его авторская открытка стоила $20, сейчас ее цена доходит до $85—90. Впечатляющую динамику роста демонстрируют цены на открытки Бориса Зворыкина. Стоимость его работ увеличилась за последние три года на 300%! Похожими темпами растут цены на открытки издательств Ольги Дьяковой и Иосифа Кнебеля, выпускавших художественные карточки с репродукциями произведений русских классиков.

Открыточная миниатюра для души и хорошего настроения«И это не предел, сюжеты их открыток абсолютно оригинальны!» — воодушевленно рассказывает эксперт одного из букинистических магазинов. Растет и стоимость открыток с видами Москвы издания Шерера (1902—1903). Три года назад их покупали по 700—800 рублей, сейчас — уже 1,5—2 тыс. По словам Николая Махонина, все больший интерес у отечественных филокартистов вызывают открытки начала XX века, вышедшие в издательстве Ильи Лапина в Париже.

Недооцененными, по мнению экспертов, остаются советские открытки 20—30-х годов прошлого века (диапазон цен — от 300 до 7,5 тыс. рублей). Поскольку каталог этих работ вышел совсем недавно, всплеск интереса к данной теме и, соответственно, рост цен неминуем. «Эти открытки интересуют многих коллекционеров, в них раскрывается жизнь тех лет гораздо шире, чем, скажем, в искусстве плаката», — уверяют эксперты.

Также коллекционеры уверены: нас ждет бум интереса к открыткам, изданным в Ленинграде во время блокады (сейчас готовится к выходу соответствующий каталог), а через несколько лет и к открыткам на тему победы над французами в 1812 году (близится 200-летие сего знаменательного события). Впрочем, как и на всяком рынке, цены на почтовые карточки не только растут.

Так, стоимость открыток, воспроизводящих работы графа Муравьева и Юлия Клевера, за последние несколько лет снизилась с $20 до $10. Гораздо меньше интересуют сегодня собирателей и открытки в стиле ню. Если в советское время они стоили примерно столько же, сколько и открытки, нарисованные художником Львом Бакстом, то теперь цены на ню редко поднимаются выше $10 за экземпляр, а работы Бакста стартуют с $40.

Открыточная миниатюра для души и хорошего настроения

«В советское время открытки этой тематики символизировали некий запретный плод, были очень модными, а теперь обнаженкой, даже высокохудожественной, никого не удивить», — объясняет бывший военный летчик, а ныне частный коллекционер Сергей Шуков. По словам Николая Махонина из «Гелоса», стремительно теряют в цене и модные еще недавно открытки с изображением царской семьи, изданные за рубежом. Буквально за полгода цена на них упала с $100 до $50.

Причина банальна — слишком много таких «изделий» хлынуло на наш рынок. Однако на этом рынке есть и островки относительной стабильности. Так, открытки немецкого издательства Wiener Werkstaette, выходившие в начале XX века (средняя цена — $5—7 тыс., а пару лет назад одна из открыток ушла за 12 тыс. евро), вряд ли в ближайшие годы значительно вырастут или упадут в цене.

Та же ситуация с открытками издательства «Сегодняшний Лубок», нарисованными Маяковским и Малевичем (средняя цена — $1 тыс.). Разобраться в таком многообразии авторов, издателей и тем самостоятельно практически нереально. Однако помощь профессионала влетит потенциальному инвестору в копеечку. Такие «дилеры», как Леонид, берут за свои услуги около 30% от суммы закордонной покупки. Специалисты антикварных магазинов оставляют себе около 20—30% от стоимости открытки по каталогу. Независимых же экспертов в стране пока нет.

Но, по словам Арсена Мелитоняна, лет через пять рынок должен стабилизироваться и лет через десять приобрести цивилизованный вид. Так что, наткнувшись в чулане на запылившиеся пожелтевшие кусочки бумаги, не спешите отправлять их в мусорное ведро. Полученное бабушкой послание полувековой давности может подарит вам  хорошее настроение и сделает вас чуточку богаче.